Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Частоозерский Дом детства и юношества».
Согласовано
педагогическим советом
МБУ ДО «Частоозерский
Дом детства и юношества
Протокол №_____
от «____»_______20___г.
Утверждаю:
и.о. директора МБУ ДО «Частоозерский
Дом детства и юношества»
Н.Ю. Дудкина
Приказ №____
от «____»______20___г.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Социально - гуманитарной направленности
«Юнармия»
Возраст: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Дудкина Наталья Юрьевна
методист
с. Частоозерье, 2022
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора/авторов, составителя
Учреждение
Наименование программы
Дудкина Наталья Юрьевна
МБУ ДО «Частоозерский Дом детства и
юношества»
«Юнармия»
Объединение
Военно – патриотический клуб «Юнармеец»
Тип программы
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность
Социально-гуманитарная
Образовательная область
Социальная
Вид программы
Модифицированная
Возраст учащихся
Срок обучения
Объем часов по годам обучения
Уровень освоения программы
13-15 лет
1 год
36 часов
Ознакомительный
Цель программы
создание условий для воспитания
подростков с активной
жизненной позицией, патриотов своей
Родины, готовых к службе в рядах
Вооружённых сил Российской Федерации.
С какого года реализуется
программа
2022 года
Пояснительная записка
В период взросления и нравственного становления наставничество помогает
подросткам определить жизненные ориентиры, понять свое предназначение и утвердиться
в целях, понять ценности личного и социального выбора. Задачи Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» также
направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного
самоопределения подростков. У большинства из нас когда-либо в жизни были значимые
люди: родственники, тренеры, руководители, учителя, друзья. Они повлияли на наш выбор
ценностей и жизненных принципов, были для нас примером, защитниками, советчиками и
просто друзьями. У ребят шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и
подскажет, как поступить в трудной ситуации, очень мал.
Данная программа по содержательной, тематической направленности является социальногуманитарной, по функциональному предназначению - воспитательной, по форме
организации – групповой.
Актуальность программы.
Практические и теоретические знания, полученные поспособствуют четкому пониманию,
что означает истинный патриот, который подразумевает бескорыстную любовь к своей
Родине, желание «отдать ейдолг», отслужив в рядах Вооружённых сил Российской
Федерации. Учащийся будет гордиться и знать историю своей Родины,
гражданином Российской Федерации. Занятия ориентируют подростков на
выбор дальнейшей профессии, а именно военной, в рядах МЧС, МВД.
Практические занятия помогут физическому развитию подростков, ребята
получат первоначальные навыки военной службы.
Отличительная особенность программы заключается в воспитательной работе с
«трудными» подростками и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной
ситуации, признают наставничество одной из самых эффективных и успешных практик
для гармоничного развития и становления личности воспитанников и подростков с
девиантным поведением.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей 13– 15 лет.
Продолжительность реализации программы 1 год, 36 часов.
Численность группы 10-15 человек.
Режим занятий:
1раз в неделю по 1 часу
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Формы работы. Основными формами организации работы наставничества являются:
теоретические, практические занятия, подвижные игры, спортивные игры, беседы,
экскурсии, профилактические и оздоровительные мероприятия. Максимальное
использование игровых, занимательных, активных форм работы – благоприятные,
естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. В свободное
время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения
каждого ребёнка.
Формы работы: игры, соревнования, совместные мероприятия, часы общения, экскурсии,
встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музея,
праздники, посвященные памятным датам, коллективные творческие дела, викторины,
мастер-классы.
Особенности организации образовательного процесса. Учебная группа
сформирована из учащихся разных возрастов, являющихся основным составом
объединения.
С учетом возможностей и потребностей учащихся программа может осваиваться по
индивидуальному учебному плану для подготовки к конкурсу, фестивалю.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или
группы учащихся на основе учебного плана образовательной организации. Программа
может быть реализована как в помещении Частоозерский ДДЮ, так и на базе других
учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
Цель: создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией,
патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружённых сил Российской
Федерации.
Задачи:
- Подготовка юнармейцам, подростков с девиантным поведением к самостоятельной
жизни в жизни общества;
• содействие в обучении несовершеннолетних участников принятию ответственных
решений;
• содействие в формировании культурных, духовных и моральных ценностей;
• помощь в развитии потенциала воспитанников, в подготовке к службе в Вооруженных
силах России;
• формирование социальной ответственности у воспитанников и подростков с девиантным
поведением;
• создание и укрепление взаимодействия между государственными институтами и
общественными организациями, заинтересованными в патриотическом воспитании
молодежи и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни;
• привлечение широкого круга организаций и неравнодушных людей к решению задач по
социализации детей и подростков, а также по патриотическому воспитанию
подрастающего поколения;
• выработка актуальных методических рекомендаций по наставничеству и работе с
трудными подростками.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Предметные результаты:
• формирование умений применения полученных знаний за пределами объединения
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о патриотическом воспитании.
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в Российском государстве.
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни.
• приобретение технических знаний, умений и навыков при выполнении
практических заданий;
• выполнять команды управления строем; использовать навыки стрельбы из
стрелкового оружия;
• поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
• обучающиеся получат навыки общения друг с другом, получают возможность
участия в соревнованиях военно-патриотического направления, приобщаются к
коллективизму, получают знания по истории России.
Метапредметные:
Коммуникативные
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
•
умение слушать и вступать в диалог, использовать речевые средства и
аргументировать свою точку зрения;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
• действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
• устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
• удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Познавательные
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях
знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра
логических действий и операций.
Регулятивные
•
•
Преодолеть трудности в социальной адаптации;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Регулятивные
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Личностные:
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального
российского общества;
•
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Учебный план
№
Название
раздела
Количество часов
Формы
п/п программы
промежуточной
всего
теория
практика
аттестации
1
Введение
1
1
тест
2
Культура
5
1
4
конкурс
3
Творчество
4
1
3
Мастер - класс
4
Спорт
6
6
Соревнование
5
Добровольчество
6
6
Подготовка
и
проведение
добровольческих
акций
6
Патриотизм
8
2
6
Соревнование
7
Профориентация
6
2
4
Экскурсии
Всего
36
7
29
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Количество часов: теория 1.
Теория: правила техники безопасности при чрезвычайных ситуациях в помещении,
на улице, в общественных местах, спортивных занятиях. Способы их устранения.
Краткая характеристики основ военно – патриотического воспитания.
Раздел 2. Культура. Количество часов: теория 1часа, практика 4часа
Теория. Организация «литературных вечеров», «вечеров кино», квесты на
определённую тему, экскурсия в музей. Выступление районных юнармейских
команд КВН, привлечение подростков попавших в трудную жизненную ситуацию.
Практика. Просмотр фильмов, чтение произведений с последующим
обсуждением. Совместно с юнармейцами провести конкурсы рисунков. Участие в
фестивале КВН. Военно-патриотический квест «Юный защитник». Посещение
музеев, выставок, экспозиций, посвящённых результатам работы поисковых
отрядов.
Раздел 3. Творчество. Количество часов: теория 1 час, практика3 часов
Теория. Стремление к получению новых знаний. Поиск ответа на поставленный
вопрос характеризует смелость, желание преодолевать препятствия и трудности.
Решать творческие задачи могут подростки, которые объективно оценивают
собственные способности, отличаются трудолюбием, порядочностью.
Практика. Привлечение к участию в юнармейских конкурсах рисунков, плакатов,
фотографий. Организация творческих мастер-классов для учащихся, развитие
творческих навыков, поддержка одаренных детей.
Раздел 4. Спорт. Количество часов: практика 6 часов
Практика. Организация спартакиад; привлечение подростков к участию в военно
- спортивных играх (проведение игры «Зарница»); привлечение к участию в
районных этапах всероссийских юнармейских игр (в качестве примера, игра
«Победа»); к участию в районных спортивных соревнованиях.
Военно-спортивная игра «Юнармейское многоборье». Спортивные мастер-классы.
Раздел 5. Добровольчество. Количество часов: практика 6 часов.
Практика. Ивент-добровольчество в организации мероприятий (спортивных,
развлекательных и пр.);
•
социальное
добровольчество.
Реализация
добровольческих
акций,
добровольческая акция «Теплые сердца» (сбор новых зимних вещей, теплых
рукавиц, варежек, шарфов), акция заботы о бабушках и дедушках «Забота о
стариках – дело совести каждого».
• военно-историческое добровольчество (привлечение подростков к работе в
поисковых отрядах);
• экологическое добровольчество. Высадка деревьев, участие в опытноисследовательской работе по заданиям лесохозяйственной организации;
восстановление ценных, редких и исчезающих растений;
Раздел 6. Патриотизм. Количество часов: теория 2 часа, практика 6 часов
Теория. Дни воинской славы России.
Практика. Участие в Вахте памяти. Работа с ветеранами.
Раздел 7. Профориентация. Количество часов: теория 2 часа, практика 4 часов
Теория. Демонстрация и обучение военно-спортивным навыкам (сборка разборка
оружия, боевое искусство). Основы военной службы.
Практика. Организация мероприятий по популяризации службы в Вооруженных
силах. Встречи с офицерами ВС РФ. Познавательная викторина «Кем быть?», цель
которой - знакомство обучающихся с актуальными профессиями.
Тематическое планирование.
№ Дата
Кол – Тема занятия
п/п проведения во
часов
1
1
2
1
3
2
4
1
5
1
6
1
7
1
8
2
9
1
Форма занятия
Введение
беседа
1.Раздел Культура
«Значит, родственны Литературный
мы по душе»
вечер
«Волшебный
мир
кино»
Квест
«Курская
битва»
КВН
2.Раздел. Творчество.
Декоративно
–
прикладное
творчество
Художественное
творчество
Танцевальное
творчество
3.Раздел. Спорт.
Военно-спортивная
игра «Юнармейское
многоборье».
Форма
текущего
контроля/
промежуточной
аттестации
опрос
Викторина
киновечер
викторина
квест
квест
фестиваль
Игра
Мастер - класс
Выставка
Конкурс
Выставка
Практика
Показ танца
Игра
Соревнование
10
1
11
2
12
2
13
2
14
4
15
2
16
17
2
4
18
2
19
2
20
2
Спортивные мастер –
классы
Тактическая игра на
местности
«Дорога
победителей»
Военно – спортивная
игра «Зарница»
4.
Раздел.
Добровольчество
Организация
развлекательного
мероприятия
Добровольческие
акции
5. Раздел. Патриотизм
Дни воинской славы
России
Вахта памяти 22 июня
Работа с ветеранами
6.
Раздел.
Профориентация
Основы
военной
службы
Сборка
разборка
оружия
Мастер - класс
игра
Сдача
норм
ГТО
соревнование
игра
соревнование
мероприятие
Проведение
мероприятия
акция
Проведение
акции
беседа
тест
показ
Сборка
разборка
стрелкового
оружия
викторина
Познавательная
Викторина
викторина
«Кем
быть?»
2. Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график
Количество
учебных недель
36
Количество
учебных дней
180
Дата начала учебного Дата окончания
года
учебного года
15.09
25.05
Формы текущего контроля/ промежуточной аттестации
Психолого-педагогическая диагностика учащихся объединения направлена
на исследование уровня развития познавательной сферы, сферы интересов и
социально - психологическую адаптацию в коллективе. Она осуществляется в
периоды в июне (первичная психодиагностика) и август (вторичная
психодиагностика).
Основу психолого-педагогической диагностики в объединении составляют беседы
с ребятами и дидактические тесты - это набор стандартизированных заданий по
тематическому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
Преимущество собеседований и тестов как формы контроля - в независимости
проверки и оценки знаний от педагога. Однако, необходимо, чтобы текст теста
отвечал следующим требованиям: надежность, валидность (это понятие близко к
понятию достоверности), объективность. В целом существует следующая система
показателей обученности подростков: владение понятиями, фактами, научной или
теоретической проблематикой, закономерностями и правилами, методами и
процедурам, сформированность умений, навыков. Современная дидактика
определяет следующие виды контроля, которые применяются педагогами клуба на
занятиях, экскурсиях, сборах и на других формах обучения и свободного общения
с подростками, - вводный, текущий, итоговый.
Вводный (предварительный) контроль - для определения начальной
подготовленности учащегося, который проводится на первых занятиях. Данный
контроль может проводиться в форме анкетирования детей. Текущий контроль
проводится для определения уровня усвоения содержания программы после
изучения каждого раздела программы.
Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях.
Итоговый контроль диагностирование уровня качества образованности и развития,
обучающихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и
навыков на итоговом занятии. Итоговое занятие проводится после окончания
обучения в форме обычного занятия, зачета, участие в соревнования различного
уровня. На протяжении всего учебного времени в объединении проводятся
контрольные тренировки и занятия. Они являются частью учебного процесса и
служат для определения степени физического развития и уровня усвоения
специальных навыков и знаний.
Материально – техническое обеспечение.
1. Для проведения учебных занятий - учебный кабинет. Оборудованный
письменными столами, стульями, школьной доской (аудио и видео техника).
2. Для проведения стрельбы из пневматического оружия - закрытое помещение
(тир) длиной не менее 12 м, шириной 1 м на 1 обучающегося, оборудование для
пневматической стрельбы.
3. Для проведения занятий по ОФП - закрытое помещение (спортзал или
спортивный стадион), соответствующий гигиеническим нормам и требованиям
площади на одного учащегося.
Методическое обеспечение.
При реализации программы используются различные методы и приемы обучения.
Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода
обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.
Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от
образовательных задач, которые ставит педагог. Выбор методов обучения
определяется также с учетом возможностей детей: возрастных и психофизических
особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.
Методы обучения используемые на занятиях:
- словесные методы обучения: объяснение, беседы, диалог; - работа с
книгами(уставами) и журналами военной тематики;
- метод практической работы: упражнения, тренировки;
- методы наблюдения: фото, видеосъемка.
Наглядные методы обучения: наглядные материалы (рисунки, плакаты,
фотографии, таблицы, схем, чертежи), видеоматериалы, слайды, фотографии
Технологии, используемые при реализации программы:
Здоровьесберегающие технологии - это система работы образовательного
пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников - взрослых и
детей. Огромное значение в работе с подростками «группы риска» имеет обучение
здоровому образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема
саморегуляции и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным
навыкам на основе учета индивидуальных законов развития.
Технологии личностно - ориентированного обучения. В центре внимания личность
подростка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и
приемы личностно - ориентированных технологий обучения направлены, прежде
всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности.
Технология развивающего обучения является дополнением личностно
ориентированного обучения. Его цель - создание условий для развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношений между людьми, при котором учитываются и используются
закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология сотрудничества - это технология совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением
в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой
деятельности.
Игровые технологии. В основу положена игра как вид деятельности. Эта
технология используется для обеспечения наибольшей активности подростков и
достижения высокого уровня освоения содержания программы.
Список литературы
1. Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково»,
2015.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: ACADEMIA, 2002
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности:
Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во
НПО «МОДЭК», 2008
4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:«Питер»,
2012
5. Леванова, Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра
в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.– 3-е изд. – СПб.:«Питер», 2012.
6. Лопатина, И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по
7. направлению «Личностное развитие» «Творческое направление» - Москва, 2016.
8. Любарт, Т., Муширу, К., Торджман, С., Зенасни, Ф. Психология креативности. – М.:
Когито-Центр, 2009
9. «Энциклопедия социальной работы» в 3т. под ред. д.э.н., профессора Л.Э.
Кунельского и члена-корреспондента РАО, д.ф.н. М.С. Мацковского, пер. с анг.
Центр общественных ценностей, Москва, 1993
Список литературы для учащихся и родителей
1. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992 - 226с.
2. Полезные советы воину. Учебное пособие – М.: Воениздат, 1994 - 552с.
3. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.