Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерский Дом детства и юношества». Согласовано педагогическим советом МБУ ДО «Частоозерский Дом детства и юношества Протокол №_____ от «____»_______20___г. Утверждаю: и.о. директора МБУ ДО «Частоозерский Дом детства и юношества» Н.Ю. Дудкина Приказ №____ от «____»______20___г. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - гуманитарной направленности «Юнармия» Возраст: 13-15 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Дудкина Наталья Юрьевна методист с. Частоозерье, 2022 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Ф.И.О. автора/авторов, составителя Учреждение Наименование программы Дудкина Наталья Юрьевна МБУ ДО «Частоозерский Дом детства и юношества» «Юнармия» Объединение Военно – патриотический клуб «Юнармеец» Тип программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность Социально-гуманитарная Образовательная область Социальная Вид программы Модифицированная Возраст учащихся Срок обучения Объем часов по годам обучения Уровень освоения программы 13-15 лет 1 год 36 часов Ознакомительный Цель программы создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией, патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. С какого года реализуется программа 2022 года Пояснительная записка В период взросления и нравственного становления наставничество помогает подросткам определить жизненные ориентиры, понять свое предназначение и утвердиться в целях, понять ценности личного и социального выбора. Задачи Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» также направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного самоопределения подростков. У большинства из нас когда-либо в жизни были значимые люди: родственники, тренеры, руководители, учителя, друзья. Они повлияли на наш выбор ценностей и жизненных принципов, были для нас примером, защитниками, советчиками и просто друзьями. У ребят шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет, как поступить в трудной ситуации, очень мал. Данная программа по содержательной, тематической направленности является социальногуманитарной, по функциональному предназначению - воспитательной, по форме организации – групповой. Актуальность программы. Практические и теоретические знания, полученные поспособствуют четкому пониманию, что означает истинный патриот, который подразумевает бескорыстную любовь к своей Родине, желание «отдать ейдолг», отслужив в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. Учащийся будет гордиться и знать историю своей Родины, гражданином Российской Федерации. Занятия ориентируют подростков на выбор дальнейшей профессии, а именно военной, в рядах МЧС, МВД. Практические занятия помогут физическому развитию подростков, ребята получат первоначальные навыки военной службы. Отличительная особенность программы заключается в воспитательной работе с «трудными» подростками и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, признают наставничество одной из самых эффективных и успешных практик для гармоничного развития и становления личности воспитанников и подростков с девиантным поведением. Адресат программы Данная программа рассчитана на детей 13– 15 лет. Продолжительность реализации программы 1 год, 36 часов. Численность группы 10-15 человек. Режим занятий: 1раз в неделю по 1 часу Уровень освоения программы – ознакомительный. Формы работы. Основными формами организации работы наставничества являются: теоретические, практические занятия, подвижные игры, спортивные игры, беседы, экскурсии, профилактические и оздоровительные мероприятия. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. В свободное время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Формы работы: игры, соревнования, совместные мероприятия, часы общения, экскурсии, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музея, праздники, посвященные памятным датам, коллективные творческие дела, викторины, мастер-классы. Особенности организации образовательного процесса. Учебная группа сформирована из учащихся разных возрастов, являющихся основным составом объединения. С учетом возможностей и потребностей учащихся программа может осваиваться по индивидуальному учебному плану для подготовки к конкурсу, фестивалю. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы учащихся на основе учебного плана образовательной организации. Программа может быть реализована как в помещении Частоозерский ДДЮ, так и на базе других учреждений в рамках сетевого взаимодействия. Цель: создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией, патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. Задачи: - Подготовка юнармейцам, подростков с девиантным поведением к самостоятельной жизни в жизни общества; • содействие в обучении несовершеннолетних участников принятию ответственных решений; • содействие в формировании культурных, духовных и моральных ценностей; • помощь в развитии потенциала воспитанников, в подготовке к службе в Вооруженных силах России; • формирование социальной ответственности у воспитанников и подростков с девиантным поведением; • создание и укрепление взаимодействия между государственными институтами и общественными организациями, заинтересованными в патриотическом воспитании молодежи и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни; • привлечение широкого круга организаций и неравнодушных людей к решению задач по социализации детей и подростков, а также по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; • выработка актуальных методических рекомендаций по наставничеству и работе с трудными подростками. Ожидаемые результаты реализации программы: Предметные результаты: • формирование умений применения полученных знаний за пределами объединения • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о патриотическом воспитании. • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в Российском государстве. • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни. • приобретение технических знаний, умений и навыков при выполнении практических заданий; • выполнять команды управления строем; использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия; • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях. • обучающиеся получат навыки общения друг с другом, получают возможность участия в соревнованиях военно-патриотического направления, приобщаются к коллективизму, получают знания по истории России. Метапредметные: Коммуникативные • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; • умение слушать и вступать в диалог, использовать речевые средства и аргументировать свою точку зрения; • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; • действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; • устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; • удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Познавательные • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Регулятивные • • Преодолеть трудности в социальной адаптации; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные: • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Учебный план № Название раздела Количество часов Формы п/п программы промежуточной всего теория практика аттестации 1 Введение 1 1 тест 2 Культура 5 1 4 конкурс 3 Творчество 4 1 3 Мастер - класс 4 Спорт 6 6 Соревнование 5 Добровольчество 6 6 Подготовка и проведение добровольческих акций 6 Патриотизм 8 2 6 Соревнование 7 Профориентация 6 2 4 Экскурсии Всего 36 7 29 Содержание программы Раздел 1. Введение. Количество часов: теория 1. Теория: правила техники безопасности при чрезвычайных ситуациях в помещении, на улице, в общественных местах, спортивных занятиях. Способы их устранения. Краткая характеристики основ военно – патриотического воспитания. Раздел 2. Культура. Количество часов: теория 1часа, практика 4часа Теория. Организация «литературных вечеров», «вечеров кино», квесты на определённую тему, экскурсия в музей. Выступление районных юнармейских команд КВН, привлечение подростков попавших в трудную жизненную ситуацию. Практика. Просмотр фильмов, чтение произведений с последующим обсуждением. Совместно с юнармейцами провести конкурсы рисунков. Участие в фестивале КВН. Военно-патриотический квест «Юный защитник». Посещение музеев, выставок, экспозиций, посвящённых результатам работы поисковых отрядов. Раздел 3. Творчество. Количество часов: теория 1 час, практика3 часов Теория. Стремление к получению новых знаний. Поиск ответа на поставленный вопрос характеризует смелость, желание преодолевать препятствия и трудности. Решать творческие задачи могут подростки, которые объективно оценивают собственные способности, отличаются трудолюбием, порядочностью. Практика. Привлечение к участию в юнармейских конкурсах рисунков, плакатов, фотографий. Организация творческих мастер-классов для учащихся, развитие творческих навыков, поддержка одаренных детей. Раздел 4. Спорт. Количество часов: практика 6 часов Практика. Организация спартакиад; привлечение подростков к участию в военно - спортивных играх (проведение игры «Зарница»); привлечение к участию в районных этапах всероссийских юнармейских игр (в качестве примера, игра «Победа»); к участию в районных спортивных соревнованиях. Военно-спортивная игра «Юнармейское многоборье». Спортивные мастер-классы. Раздел 5. Добровольчество. Количество часов: практика 6 часов. Практика. Ивент-добровольчество в организации мероприятий (спортивных, развлекательных и пр.); • социальное добровольчество. Реализация добровольческих акций, добровольческая акция «Теплые сердца» (сбор новых зимних вещей, теплых рукавиц, варежек, шарфов), акция заботы о бабушках и дедушках «Забота о стариках – дело совести каждого». • военно-историческое добровольчество (привлечение подростков к работе в поисковых отрядах); • экологическое добровольчество. Высадка деревьев, участие в опытноисследовательской работе по заданиям лесохозяйственной организации; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; Раздел 6. Патриотизм. Количество часов: теория 2 часа, практика 6 часов Теория. Дни воинской славы России. Практика. Участие в Вахте памяти. Работа с ветеранами. Раздел 7. Профориентация. Количество часов: теория 2 часа, практика 4 часов Теория. Демонстрация и обучение военно-спортивным навыкам (сборка разборка оружия, боевое искусство). Основы военной службы. Практика. Организация мероприятий по популяризации службы в Вооруженных силах. Встречи с офицерами ВС РФ. Познавательная викторина «Кем быть?», цель которой - знакомство обучающихся с актуальными профессиями. Тематическое планирование. № Дата Кол – Тема занятия п/п проведения во часов 1 1 2 1 3 2 4 1 5 1 6 1 7 1 8 2 9 1 Форма занятия Введение беседа 1.Раздел Культура «Значит, родственны Литературный мы по душе» вечер «Волшебный мир кино» Квест «Курская битва» КВН 2.Раздел. Творчество. Декоративно – прикладное творчество Художественное творчество Танцевальное творчество 3.Раздел. Спорт. Военно-спортивная игра «Юнармейское многоборье». Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации опрос Викторина киновечер викторина квест квест фестиваль Игра Мастер - класс Выставка Конкурс Выставка Практика Показ танца Игра Соревнование 10 1 11 2 12 2 13 2 14 4 15 2 16 17 2 4 18 2 19 2 20 2 Спортивные мастер – классы Тактическая игра на местности «Дорога победителей» Военно – спортивная игра «Зарница» 4. Раздел. Добровольчество Организация развлекательного мероприятия Добровольческие акции 5. Раздел. Патриотизм Дни воинской славы России Вахта памяти 22 июня Работа с ветеранами 6. Раздел. Профориентация Основы военной службы Сборка разборка оружия Мастер - класс игра Сдача норм ГТО соревнование игра соревнование мероприятие Проведение мероприятия акция Проведение акции беседа тест показ Сборка разборка стрелкового оружия викторина Познавательная Викторина викторина «Кем быть?» 2. Комплекс организационно – педагогических условий Календарный учебный график Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 180 Дата начала учебного Дата окончания года учебного года 15.09 25.05 Формы текущего контроля/ промежуточной аттестации Психолого-педагогическая диагностика учащихся объединения направлена на исследование уровня развития познавательной сферы, сферы интересов и социально - психологическую адаптацию в коллективе. Она осуществляется в периоды в июне (первичная психодиагностика) и август (вторичная психодиагностика). Основу психолого-педагогической диагностики в объединении составляют беседы с ребятами и дидактические тесты - это набор стандартизированных заданий по тематическому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество собеседований и тестов как формы контроля - в независимости проверки и оценки знаний от педагога. Однако, необходимо, чтобы текст теста отвечал следующим требованиям: надежность, валидность (это понятие близко к понятию достоверности), объективность. В целом существует следующая система показателей обученности подростков: владение понятиями, фактами, научной или теоретической проблематикой, закономерностями и правилами, методами и процедурам, сформированность умений, навыков. Современная дидактика определяет следующие виды контроля, которые применяются педагогами клуба на занятиях, экскурсиях, сборах и на других формах обучения и свободного общения с подростками, - вводный, текущий, итоговый. Вводный (предварительный) контроль - для определения начальной подготовленности учащегося, который проводится на первых занятиях. Данный контроль может проводиться в форме анкетирования детей. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы после изучения каждого раздела программы. Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях. Итоговый контроль диагностирование уровня качества образованности и развития, обучающихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков на итоговом занятии. Итоговое занятие проводится после окончания обучения в форме обычного занятия, зачета, участие в соревнования различного уровня. На протяжении всего учебного времени в объединении проводятся контрольные тренировки и занятия. Они являются частью учебного процесса и служат для определения степени физического развития и уровня усвоения специальных навыков и знаний. Материально – техническое обеспечение. 1. Для проведения учебных занятий - учебный кабинет. Оборудованный письменными столами, стульями, школьной доской (аудио и видео техника). 2. Для проведения стрельбы из пневматического оружия - закрытое помещение (тир) длиной не менее 12 м, шириной 1 м на 1 обучающегося, оборудование для пневматической стрельбы. 3. Для проведения занятий по ОФП - закрытое помещение (спортзал или спортивный стадион), соответствующий гигиеническим нормам и требованиям площади на одного учащегося. Методическое обеспечение. При реализации программы используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей детей: возрастных и психофизических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения. Методы обучения используемые на занятиях: - словесные методы обучения: объяснение, беседы, диалог; - работа с книгами(уставами) и журналами военной тематики; - метод практической работы: упражнения, тренировки; - методы наблюдения: фото, видеосъемка. Наглядные методы обучения: наглядные материалы (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схем, чертежи), видеоматериалы, слайды, фотографии Технологии, используемые при реализации программы: Здоровьесберегающие технологии - это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников - взрослых и детей. Огромное значение в работе с подростками «группы риска» имеет обучение здоровому образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема саморегуляции и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным навыкам на основе учета индивидуальных законов развития. Технологии личностно - ориентированного обучения. В центре внимания личность подростка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно - ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Технология развивающего обучения является дополнением личностно ориентированного обучения. Его цель - создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Технология сотрудничества - это технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности. Игровые технологии. В основу положена игра как вид деятельности. Эта технология используется для обеспечения наибольшей активности подростков и достижения высокого уровня освоения содержания программы. Список литературы 1. Атлас новых профессий. – М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015. 2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: ACADEMIA, 2002 3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008 4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:«Питер», 2012 5. Леванова, Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.– 3-е изд. – СПб.:«Питер», 2012. 6. Лопатина, И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по 7. направлению «Личностное развитие» «Творческое направление» - Москва, 2016. 8. Любарт, Т., Муширу, К., Торджман, С., Зенасни, Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009 9. «Энциклопедия социальной работы» в 3т. под ред. д.э.н., профессора Л.Э. Кунельского и члена-корреспондента РАО, д.ф.н. М.С. Мацковского, пер. с анг. Центр общественных ценностей, Москва, 1993 Список литературы для учащихся и родителей 1. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992 - 226с. 2. Полезные советы воину. Учебное пособие – М.: Воениздат, 1994 - 552с. 3. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.